ООН потребовал от Кыргызстана освободить пожизненника-правозащитника

азимжон аскаров

Комитет по Правам Человека ООН нашел нарушения 4 статей МПГПП в деле Азимжана Аскарова

Имя Азимжана Аскарова достаточно хорошо известно и в его родном Кыргызстане, и далеко за его пределами. Будучи этническим узбеком, которых много проживает и в его родном Базар-Коргоне, и в целом в Жалал-Абадском районе, он более 10 лет защищал права этого национального меньшинства.

В июне 2010 г. между узбеками и кыргызами произошли стычки, вскоре перешедшие в погромы и резню узбеков. В этот тяжелый момент Азимжан был вместе со своим народом.

15 июня 2010 г. его арестовали по обвинению в соучастии в убийстве офицера полиции двумя днями ранее, и поместили в камеру в том же участке, где работал этот офицер. Последующие 4 дня арестованного избивали и унижали, допрашивая без адвоката и принуждая дать показания, компрометирующие руководителей узбекской общины Кыргызстана.

В ход шли и угрозы изнасиловать на его глазах жену и дочь. Появившаяся прокурор, видя состояние Аскарова, выразила недовольство… лишь тем, что из него еще не выбили нужных ей показаний.

Лишь через 2 дня Азимжан предстал перед судом, который с участием адвоката по назначению санкционировал его арест по обвинению в разжигании межнациональной розни, подстрекательстве к беспорядкам и к нападению толпы узбеков на офицера полиции, который в результате погиб.

Заявления Азимжана о том, что в момент убийства полицейского он был у себя дома, были игнорированы. А «дежурный» адвокат вместо защиты его интересов еще и припомнил правозащитнику его критические статьи против местной полиции и судей.

Когда же у заключенного появился собственный адвокат, родственники погибшего офицера напали на него прямо в здании полиции. Да и в дальнейшем защита Азимжана сталкивалась с проблемами — от прерванных встреч с заключенным до сообщения заведомо неверной даты суда.

Со 2 по 8 сентября 2010 года состоялся скорый суд над Азимжаном и его 7 подельниками. Из 16 свидетелей обвинения 14 сами были офицерами полиции. Опоздавшему по вине суда адвокату не дали возможности представить доказательства в пользу Азимжана.

В зале шумели родственники погибшего, открыто угрожая «нанять киллера для каждого адвоката» и запугивая свидетелей защиты. После первого заседания полицейские открыли клетку с подсудимыми и избили их прямо в зале суда. Вечером, сковав их наручниками, полицейские избили подсудимых уже во дворе отдела полиции, где их держали во время суда, потребовав хранить молчание и отвечать суду лишь «да» или «нет».

8 сентября суд завершился. За убийство одного сотрудника полиции пятерых узбеков, включая Азимжана, приговорили к пожизненному лишению свободы, а еще троих — к срокам от 9 до 20 лет лишения свободы. Подсудимые подали апелляционные жалобы, в ходе подготовки рассмотрения которых подсудимых снова избили полицейские.

Три раза меняли место проведения суда — и каждый раз повторялась та же картина: избиения полицией, крики и угрозы в зале. Жалал-абадский Апелляционный Суд поддержал приговор.

Оставалась надежда на Верховный Суд, которому адвокаты представили письменные заявления 14 свидетелей защиты, которых суды предыдущих инстанций не стали заслушивать. 20 декабря 2011 г. ВС рассмотрел жалобу в отсутствие подсудимого и отклонил все представленные защитой доказательства как «не относящиеся к делу».

Были проигнорированы и заявления Азимджана о пытках, которые в 2011 году дважды подтверждала независимый американский эксперт д-р Сонда Кросби. Официальное расследование жалобы о пытках было проведено лишь в 2013 году. Оно не обеспечило соблюдения принципа непредвзятости. Хотя были опрошены более 100 сотрудников правоохранительных органов, судей, судебных секретарей и сотрудников прокуратуры, но при этом не был проведен опрос адвокатов Аскарова, правозащитников, которые посещали его в тюрьме, и его родственников.

И вот, спустя почти 6 лет после ареста, 21 апреля 2016 г. Комитет по Правам Человека ООН опубликовал свое решение по жалобе Аскарова против Кыргызстана. На основании информации, представленной сторонами дела, Комитет пришел к выводу, что Аскаров был незаконно задержан, содержался в бесчеловечных условиях, подвергался пыткам и жестокому обращению и был лишен возможности надлежащим образом подготовить свою защиту для судебного разбирательства.

Само уголовное обвинение против Аскарова Комитет не рассматривал, так как у него нет таких полномочий. Поэтому эксперты ограничились лишь требованиями обеспечить полное возмещение ущерба, что включает: немедленное освобождение Аскарова, отмену его приговора и, в случае необходимости проведение нового суда, отвечающею принципам справедливого судопроизводства, презумпции невиновности и других процессуальных гарантий) а также выдачу адекватной компенсации.

Отметим, что в Комитет входят 18 независимых экспертов по правам человека, которые правомочны рассматривать индивидуальные жалобы на нарушение Международного Пакта о гражданских и политических правах (МПГПП).

Azimjan Askarov v. Kyrgyzstan

http://www.echo.az/article.php?aid=99555

Тавсия этинг / Поделиться / Share:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Blogger
  • email
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Одноклассники
  • Add to favorites
  • В закладки Google
  • LiveJournal
  • Мой Мир

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.