Мухаммад Салих об угрозе депортации из Турции
Лидер НДУ Мухаммад Салих утверждает, что сторонники турецкого деятеля Фетхуллы Гюлена добиваются его депортации из Турции в обмен на улучшение отношений с Узбекистаном.
Турция — страна, с которой у президента Узбекистана Ислама Каримова на протяжении почти всех лет у власти были сложные отношения.
Каримова бросало то в головокружительную любовь, когда он намеревался строить Узбекистан “по турецкой модели”, то в состояние крайней ненависти, мгновенными жертвами которой становились далекие от политики турецкие бизнесмены или отучившаяся в Турции узбекская молодежь.
Казалось, что последнее охлаждение между странами останется неизменным, пока в Ташкенте не сменится лидер.
Но неожиданно в начале марта турецкий посол в Узбекистане сообщил о возможном визите в Ташкент премьер-министра Турции.
Посол Намик Гунер Эрпул сказал, что Реджеп Эрдоган намерен посетить Узбекистан в “кратчайшее время”, но дата его визита пока не определена.
Что возможность посещения Эрдоганом Узбекистана обсуждалась между ним и президентом Каримовым 7 февраля в Сочи, во время открытия XXII Зимней Олимпиады.
О Салихе замолвите слово…
Столь открытое намерение Анкары сблизиться с Ташкентом — мгновенно рождало вопрос о Мухаммаде Салихе.
Лидер партии “Эрк” и Народного движения Узбекистана (НДУ) на протяжении многих лет базируется в Стамбуле и оттуда распространяет антисемитские книги, вроде “Иуда”, и бросает клич о необходимости вооруженной борьбы против каримовского режима.
Но не прошло и недели, как Салих сообщил в интервью турецкому изданию Daily Sabah, что его хотят выдавить из Турции, пока этим занимаются сторонники влиятельного турецкого политика Фетхуллы Гюлена.
Основатель общественного движения “Хизмет”, бывший имам Фетхулла Гюлен проживает в изгнании в США, но остается одним из влиятельных политиков в Турции, имея сторонников во властных структурах страны.
Салих Гюлену не простит
Салих утверждает, что люди Гюлена ведут переговоры в Ташкенте о восстановлении их работ, вероятно бизнеса, а в Турции начали оказывать давление на членов правительства для начала депортационного процесса в его отношении.
Что об этом ему рассказал его друг, в прошлом лидер правой, националистско-исламской партии “Единство” Мухсин Яцичикоглу (Muhsin Yazicioglu), которому предложили стать медиатором в этом процессе, но он отказался и предупредил Салиха.
Тогда вместо него был депортирован друг Салиха, профессор Орхан Кавунчи (Orhan Kavuncu), который после прибытия в Узбекистан призвал Салиха покинуть Турцию, чтобы на узбекской земле могли заработать школы Гюлена.
Салих, по его словам, написал письмо Гюлену, в котором предостерег, что если он на самом деле вступил в такую сделку, то он ему этого “никогда не простит, и никогда не даст своего благословления столь заблуждающемуся человеку”. Ответа от Гюлена он не получил.
От “Эрка” — в пропасть НДУ
Партии “Эрк” и НДУ, которые формально возглавляет Салих, по мнению узбекских активистов, на самом деле не существуют.
В Узбекистане от “Эрка” остались несколько верных ветеранов, как Атаназар Арифов и Дилором Исхакова, а НДУ — это сам Мухаммад Салих и некий прячущийся под псевдонимом Камолиддин Юлдаш, человек с крайними взглядами.
Многие узбекские политэмигранты, объединившиеся в 2010 году в НДУ, через какое-то время покинули движение из-за противоречий с Салихом, не терпящим, по их словам, чужого мнения и не уважающего других людей.
Сегодня же вся деятельность НДУ сжалась до публикации на своем сайте вымыслов и клеветы, прежде всего на светских, продемократических активистов из Узбекистана.
Против Каримова и демократии
Правозащитница Мутабар Таджибаева, часто становящаяся мишенью для этих атак, остерегает от привычного мнения — что это очередные надоевшие склоки оппозиционеров.
По ее убеждению, речь идет о целенаправленной и спланированной кампании для отсечения тех, кто стоит за демократические принципы, права женщин, свободу слова в Узбекистане.
Складывается впечатление, что НДУ стало орудием в руках исламских экстремистских центров, ставящих целью не только свержение режима Каримова, а полное сворачивание светскости в Узбекистане.
Таджибаева говорит, что атаки со стороны НДУ против нее лично и ее правозащитного “Клуба пламенных сердец” обрели такой масштаб и интенсивность, что стали вызывать обеспокоенность, и она обратилась за защитой в правоохранительные органы Франции, где проживает.
Очевидно, что главной производительной и идейной силой НДУ уже давно является не Салих, а избегающий фотокамер Камолиддин Юлдаш.
Поэтому вопрос надо ставить не о том, что Турция принимает у себя Салиха, а о том, почему Турция позволила ему превратить свой офис в Стамбуле в центр борьбы против демократов, женщин-активистов Узбекистана.
А кроме того — в рассадник антисемитизма, сексизма, клеветы и лжи, и все это в главном угаре — жажды крови и войны в Узбекистане.
Uznews.net
Оригинал читайте на Мухаммад Салих об угрозе депортации из Турции
Добавить комментарий