Международные правозащитные организации считают, что 29 узбекских беженцев более трёх лет находятся в заключении незаконно
Международные правозащитные организации обеспокоены тем, что 29 узбекских беженцев, три года назад экстрадированных из Алматы в Ташкент, являются жертвами пыток и незаконно находятся в узбекских тюрьмах.
На прошлой неделе правозащитная организация АСАТ-France (Ассоциация христиан против смертной казни и пыток), базирующая во Франции, обнародовала заявление по делу 29 узбекских беженцев, экстрадированных три года назад из Казахстана в Узбекистан.
В своём заявлении АСАТ-France обратилась к властям Казахстана с требованием незамедлительно возвратить в безопасность 29 лиц и как можно скорее выплатить компенсации им и их родственникам.
«Казахстан также должен настаивать на расследовании заявлений о пытках, имевших место после экстрадиции этих лиц из страны. Казахские власти не только не попытались предпринять меры для защиты этих лиц в течение двух последних лет, но и послали своего дипломатического представителя в Узбекистан, чтобы тот в тюрьмах принудил экстрадированных лиц подписать предварительно напечатанные заявления о том, что в заключении они не были подвергнуты пыткам», — говорится в заявлении АСАТ-France.
АСАТ-France также настоятельно призвал правительство Узбекистана незамедлительно освободить экстрадированных беженцев, а также гарантировать их физическую и психологическую неприкосновенность в любых обстоятельствах.
Напомним, что группа мужчин, состоящая из 29 узбекских мусульман, была задержана правоохранительными органами Алматы в июне 2010 года. Все эти люди в разные годы были вынуждены покинуть Узбекистан из-за преследований местных спецслужб по религиозным мотивам. Они находились на территории Казахстана в поисках убежища.
В течение года казахские власти держали их под арестом, в судах над ними проходили процессы, позже Казахстанское представительство Управления Верховного комиссара по делам беженцев в Алматы лишило их статусов беженца.
Казахстанская сторона заявила, что узбекские беженцы были задержаны по запросу Генеральной прокуратуры и министерства внутренних дел Узбекистана, которые предъявили им обвинение в совершении тяжких и особо тяжких преступлений на территории страны.
Однако все 29 беженцев опровергли выдвинутые в свой адрес обвинения и заявили, что были подвергнуты преследованиям со стороны узбекских спецслужб из-за своих религиозных взглядов, отличающийся от взглядов приверженцев традиционного ислама.
После ареста в Алматы 29 узбекских беженцев, группа узбекских правозащитников и оппозиционеров, проживающих на Западе, обратилась с письмом в адрес президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с просьбой не выдавать этих людей официальному Ташкенту, так как они не понаслышке знали обо всех жестокостях в отношении заключённых мусульман в узбекских тюрьмах.
Кроме того, правозащитная организация АСАТ-France подала жалобу от имени 29 узбекских беженцев в Комитет ООН против пыток, который в свою очередь отправил правительству Казахстана запрос с просьбой приостановить возможную экстрадицию узбекских беженцев в Узбекистан до окончания рассмотрения их дела.
Однако, несмотря на все эти просьбы, в июне 2011 года казахские власти экстрадировали всех 29 узбекских беженцев в Ташкент и нарушили тем самым международную «Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания», членом которой является эта страна.
В Узбекистане многие из экстрадированных были осуждены на долгие годы тюрьмы, суды по их делам прошли с грубейшими нарушениями местного и международного права. По данным источников «Жараён» внутри Узбекистана, по сей день к осужденным беженцам постоянно применяются пытки, они содержатся в очень тяжёлых условиях.
Летом 2012 года Казахстан направил своего представителя в Узбекистан для того, чтобы выяснить судьбу экстрадированных узбекских беженцев, в частности узнать, применяются ли к ним пытки. Поездка представителя Казахстана в Узбекистан была связана с решением Комитета ООН против пыток, который обязал эту страну выяснить судьбу экстрадированных лиц.
По итогам своей поездки в Узбекистан, казахский представитель сообщил в Комитет ООН против пыток о том, что встречался в узбекских тюрьмах с 18 из 29 экстрадированных беженцев. Имена восемнадцати узбекских беженцев, с которым встречался представитель Казахстана: Сулайманов Турсунбой, Шодиев Акмалжон, Абдусаматов Тоиржон, Гулямов Мухитдин, Нуриллаев Бахтиёр, Нуриллаев Бахриддин, Талипов Сирожиддин, Кулдашев Ойбек, Хуррамов Сарвар, Шарипов Отабек, Ботиров Шухрат, Курбанов Кобилжон, Базаров Сухроб, Якубов Абдуазимхужа, Хашимов Алишер, Тураев Равшан, Пардаев Исобек, Умаров Файзиддин.
Согласно данным казахского представителя, вышеперечисленные осужденные сообщили им, что якобы правоохранительными органами Узбекистана в ходе предварительного следствия и судебного производства по уголовным делам пытки, противозаконные меры физического и психического воздействия, либо иные недозволенные методы ведения следствия к ним не применялись.
«Телесных повреждений у указанных лиц не обнаружено. В ходе встреч также установлено, что по всем вышеупомянутым осужденным, в соответствии с внутренним распорядком, регулярно предоставляются свидания с родственниками, они получают посылки, продуктовые передачи», — сообщила казахская сторона в Комитет ООН против пыток.
Однако многие правозащитники подвергли сомнению эти данные представителя Казахстана, так как родные осужденных заявили им совсем о другом, тяжёлом положении беженцев.
Руководитель находящейся в Париже международной правозащитной организации «Клуб Пламенных Сердец» Мутабар Таджибаева говорит «Жараён», что обеспокоена нынешней ситуацией, связанной с положением экстрадированных из Казахстана в Узбекистан беженцев. Правозащитница сомневается в том, что власти Казахстана и Узбекистана в скором времени выполнят решения и рекомендации Комитета ООН против пыток, вынесенные относительно экстрадированных беженцев.
– Потому что, правительство Узбекистана и Казахстана никогда не выполняют решения ООН, вынесенные по отдельным делам, а наоборот оказывают давление на лиц, обратившихся с жалобами в международные структуры, бросают заключённых в штрафные изоляторы и карцеры, организовывают против них клеветнические кампании. Например, власти Узбекистана сообщили международному сообществу, что представители Фонда Конрада Аденауэрав этой странепосетили места исполнения наказаний, хотя посещение узбекских тюрем не соответствует миссия данного Фонда. В свою очередь, правительство Казахстана также предоставило в ООН информацию о том, что их представитель встретился в узбекских тюрьмах с некоторыми из 29 узбекских беженцев, которые якобы были довольны своим нынешним положением. Вместо того, чтобы сотрудничать с международными органами, выполнять их решения и рекомендации, правительства этих двух стран не стесняются направлять в международные органы абсолютно лживую информацию не соответствующую действительности, — говорит Мутабар Таджибаева и добавляет при этом, что офис УВКБ ООН в Женеве, который лишил 29 узбекских мусульман их статуса беженцев в Казахстане и не воспрепятствовал их экстрадиции в Узбекистан, также несёт ответственность за судьбу этих лиц.
София ДАВРОНОВА
Добавить комментарий