В Бишкеке незаконно задержан и избит узбекский правозащитник
О том, что 14 сентября этого года в кыргызской столице был незаконно задержан сотрудниками правоохранительных органов и избит 44-летний правозащитник из Узбекистана Фарходхон Мухторов «Жараён» стало известно со слов самого правозащитника.
Он рассказал, что силовики взломали дверь в квартиру, где Мухторов проживал вместе с женой и тремя детьми, скрутили ему руки, избили, и забрали в отделение по борьбе с терроризмом при МВД Кыргызстана.
— 14 сентября, в прошлую пятницу, в обеденное время в дверь позвонили. Я посмотрел в глазок, там стояла куча вооруженных милиционеров. Я позвонил коллегам. Они сказали, что отправят ко мне адвоката и чтобы пока я не открывал им дверь. Но в это время милиционеры начали взламывать дверь. Они вошли. Один из них направил на меня пистолет, другие скрутили мне руки и избили. После четверо сотрудников милиции увезли меня в отделение по борьбе с терроризмом при МВД Кыргызстана, — рассказывает Фарходхон Мухторов.
По его словам, только по дороге в отделение МВД правозащитник узнал о том, что был задержан по запросу правоохранительных органов Узбекистана.
— По дороге милиционеры сказали мне, что из Узбекистана в Бишкек отправили письмо с просьбой экстрадировать меня. Они сказали, что в Узбекистане против меня возбуждено уголовное дело по статье 159 – это «Свержение конституционного строя».
В отделение выяснилось, что из Узбекистана бумаги были отправлены на узбекском языке, здешние милиционеры многое не поняли и сказали, что попросят узбекскую сторону отправить запрос на русском языке. А до этого времени они хотели закрыть меня в СИЗО. Они сказали, что имеют право держать меня здесь до шести месяцев, — говорит правозащитник.
Со слов Фарходхона Мухторова стало известно, что до прибытия адвоката в отделение он был допрошен следователем, который поинтересовался целью визита узбекского правозащитника в Кыргызстан, его семьей, на какие средства он проживает в Бишкеке и многим другим.
— Следователь даже спросил, откуда я беру деньги на жизнь, кто мне их дает. Даже спросил, давали ли мне эти люди задание узнать информацию о Кыргызстане. Начал расспрашивать о моих родственниках, чем мои дети здесь занимаются, — говорит Мухторов.
Адвокат для защиты узбекского правозащитника был предоставлен бишкекским правозащитным центром «Граждане против коррупции», глава которого Толекан Исмаилова, по словам Мухторова, также незамедлительно приехала в отделение, где допрашивали правозащитника.
— Фамилия адвоката Аширов. Оказывается, раньше он работал в спецслужбах Кыргызстана. Он сказал следователям, что узбекская сторона многие документы на мою экстрадицию отправила не правильно, где-то не было подписи, где-то печати. Адвокат доказал, что мое задержание является незаконным. После приехала Толекан Асаналиевна и сказала следователю, что я беженец, а не опасный террорист, как они считают. Они сказали ей, что не знали о том, что я беженец.
Хотя при задержании у меня были все документы беженца, выданные министерством миграции Кыргызстана. А они сказали мне, что такие документы сейчас легко можно купить за две тысячи кыргызских сомов. После Толекан Асаналиевна написала гарантийное письмо, я написал расписку, что буду при первом вызове являться в правоохранительные органы, приехали также сотрудники УВКБ ООН в Бишкеке и правовой клиники «Адилет». Меня отпустили, — говорит Фарходхон Мухторов.
Он говорит, что в тот день вместе с ним была задержана и его 19 летняя дочь, которая также была допрошена милиционерами после своего возражения относительно незаконного обыска их квартиры. После приезда в отделение Толекан Исмаиловой, сотрудники правоохранительных органов Бишкека отпустили на свободу и дочь Мухторова.
Однако приехав домой, правозащитник обнаружил, что замок двери в его съемной квартире был сменен. Сам правозащитник говорит, что личные вещи, деньги и некоторые документы членов его семье остались в той квартире.
— Сейчас моя семья из пяти человек живет в однокомнатной квартире нашего друга. Все мы в домашней одежде. Я был в шортах, футболке и домашних тапочках при задержании, меня в таком виде забрали в отделение. Все наши вещи остались в той квартире. Мы не знаем, кто сменил замок двери, сейчас я и моя семья находимся в очень трудном положении, — говорит правозащитник Фарходхон Мухторов.
Со слов узбекского правозащитника стало известно, что во время задержания силовики сильно ударили его голову об стенку подъезда.
— После этого у меня сильно болит голова, тошнит. Я вызвал скорую помощь. Врач зафиксировал все, написал, что у меня ушиб и легкое сотрясение. Юристы посоветовали мне обратиться с жалобой на действие правоохранительных органов в генпрокуратуру, — сказал «Жараён» Мухторов.
«Жараён» обратился к руководителю правозащитного центра «Граждане против коррупции» Толекан Исмаиловой с просьбой прокомментировать ситуацию, сложившуюся с узбекским правозащитником.
Добавить комментарий