Обращение Послу по правам человека при Министерстве иностранных дел Франции госпоже Патрициана Спарасино-Тиллай
Мадам Спарасино-Тиллай!
Выражая Вам своё высокое уважение и почтенье, мне бы хотелось обсудить с Вами некоторые вопросы, связанные с Вашей поездкой в Республику Узбекистан 23-25 октября 2013 года.
Я очень надеюсь на взаимность, и думаю, что смогу получить от Вас ответы на свои вопросы.
В начале своего обращения я хочу сказать, что с большим интересом ознакомился с Вашим интервью, которое Вы корреспонденту Узбекской службы Радио ВВС.
В своём интервью журналист радио задал Вам четыре вопроса. Однако у меня создалось впечатление, что Вы не ответили ни на один из этих вопросов по существу. Узбекистан известен своим авторитарным, репрессивным и нетерпимым к демократическим свободам государство.
Каждый год он занимает одно из последних мест во всех рейтингах, проводимых известными авторитетными изданиями, а его руководитель Ислам Каримов считается одним из самых жестоких диктаторов мира. Здесь нелишне будет упомянуть Парижский суд 1 июля 2011 года, который вынес своё решение в пользу французского интернет-издания Rue 89 и его журналиста Огюстена Скальберта, на которого подала иск Лола Каримова-Тиллаева, младшая дочь президента Каримова, за то, что он назвал в своей статье её отца «диктатором».
Я допускаю, что вышеприведённые мною факты могут быть неизвестны Вам. Но перед своей поездкой в Узбекистан, Вы как Посол по правам человека такой великой страны как Франция, несмотря на свою крайнюю занятость, должны были уделить немного своёго ценного времени для ознакомления с докладом бывшего Спецдокладчика ООН по пыткам господина Тео ван Бовена.
В конце 2002 года провёл инспекцию в пенитенциарных учреждений Узбекистана и сделал своё основное заключение, заявив, что «в Узбекистане пытки применяются массово и систематически». Также Тео ван Бовен порекомендовал правительству страны выполнить двадцать две рекомендации. К сожалению, подавляющее большинство и наиболее основные из них до сих пор не выполнены.
В своём интервью Вы утверждаете, что встретились с представителями гражданского общества. Как пишет проправительственный сайт Узбекистана, Вы встретились с представителями МИДа Узбекистана, Национального Центра по правам человека Республики Узбекистан, Омбудсмана, Независимого института по мониторингу за формированием гражданского общества и Национальной ассоциации ННО Узбекистана, а господин Дидье Мос – с ректором Академии государственного управления (АГУ) при Президенте Республики Узбекистан.
Четыре из шести этих организаций являются государственными, и не имеют никакого отношения к гражданскому обществу. И если двух других Вы считаете представителями гражданского общества, то я разочарую Вас – ни Независимый институт по мониторингу за формированием гражданского общества, ни Национальная ассоциация ННО Узбекистана никогда не были независимыми институтами гражданского общества. Поверьте мне на слово.
Но всё же в своё время в Узбекистане в какой-то мере существовало действительно независимое гражданское общество, в стране осуществляли свою деятельность международные организации как Human RightsWatch, «Открытое общество — Узбекистан» (Фонд Сороса), Ташкентское отделение УВКБ ООН по делам беженцев, Интерньюс, Радио ВВС, «Свобода», и многие другие.
После жёстокого расстрела правительственными войсками мирной демонстрации населения города Андижан 13 мая 2005 года, Ислам Каримов распорядился выгнать из страны представителей всех этих организаций. В кратчайшие сроки его приказ был выполнен. Всё это происходило на глазах сотрудников посольств демократических стран, в том числе и посольства Франции. Я думаю, что они и сейчас могут подтвердить мои слова.
По числу политических заключённых и узников совести в постсоветском пространстве Узбекистан находится на втором месте после России. Однако Россия по территории превосходит нашу страну в тридцать восемь раз, да и население её в пять раз больше, чем наше.
Поэтому есть основание считать, что по данной печальной статистике Узбекистан опережает бывшую метрополию. Невозможно привести список всех узников совести, людей, осужденных за свои религиозные убеждения – их десятки тысяч. Но я могу привести неполный список политзаключённых – членов оппозиционных партий, правозащитников, журналистов, независимых предпринимателей.
Вот они:
1. Мурод Джураев, партия «Эрк», в тюрьме с 1994 года;
2. Самандар Куконов, партия «Эрк», бизнесмен, в тюрьме с 1993 года;
3. Юсуббой Рузимуродов, партия «Эрк», журналист, в тюрьме с 1999 года;
4. Азам Тургунов, партия «Эрк», руководитель правозащитной организации «Мазлум» в тюрьме с 2008 года;
5. Мухаммад Бекжонов, партия «Эрк», журналист, в тюрьме с 1999 года;
6. Исроилжон Холдоров, партия «Эрк», в тюрьме с 2007 года;
7. Мамадали Корабоев, партия «Бирлик», бизнесмен, в тюрьме с 2006 года;
8. Азам Фармонов, Общество Прав Человека Узбекистана (ОПЧУ), в тюрьме с 2006 года;
9. Юлдаш Расулев, Общество Прав Человека Узбекистана (ОПЧУ), в тюрьме с 2007 года;
10. Зафар Рахимов, Общество Прав Человека Узбекистана (ОПЧУ), в тюрьме с 2007 года;
11.Мехринисо Хамдамова, Общество Прав Человека Узбекистана (ОПЧУ), в тюрьме с 2009 года;
12. Зулайхо Хамдамова, Общество Прав Человека Узбекистана (ОПЧУ), в тюрьме с 2009 йилда;
13. Шахло Рахмонова, Общество Прав Человека Узбекистана (ОПЧУ), в тюрьме с 2009 года;
14. Гайбулла Жалилов, Общество Прав Человека Узбекистана (ОПЧУ), в тюрьме с 2009 года;
15. Чуян Маматкулов, Общество Прав Человека Узбекистана (ОПЧУ), военнослужащий, в тюрьме с 2012 года;
16. Хабибулла Акпулатов, Общество Прав Человека Узбекистана (ОПЧУ), преподаватель, в тюрьме с 2005 года;
17. Насим Исоков, Общество Прав Человека Узбекистана (ОПЧУ), в тюрьме с 2005 года;
18. Рустам Усманов, бизнесмен, учёный, в тюрьме с 1995 года;
19. Исок Абдуллаев, бизнесмен, в тюрьме с 2005 года;
20. Гайрат Мехлибоев, журналист, в тюрьме с 2006 года;
21. Солиджон Абдурахманов, журналист, правозащитник в тюрьме с 2008 года;
22. Ганихон Маматхонов, правозащитник, в тюрьме с 2009 года;
23. Дильмурод Саййидов, правозащитник, журналист, в тюрьме с 2009 года;
24. Абдурасул Абдуназаров, правозащитник, в тюрьме с 2006 года;
25. Рухитдин Фахритдинов, религиозный учёный, в тюрьме с 2005 года;
26. Акром Юлдашев, религиозный учёный, учитель математики, в тюрьме с 1999 года;
27. Турабой (Набижон) Джурабаев, общественный журналист радио «Озодлик» (Свобода), арестован 31 мая 2013 года и осужден к пяти годам и двум месяцам лишения свободы;
28. Бобомурод Раззаков, руководитель Бухарского областного отделения Правозащитного общество «Эзгулик», арестован 10 июля 2013 года и осужден к четырём годам лишения свободы.
Только жена одного из этих политзаключённых (Азам Фармонов) Озода Якубова осмелилась обратиться к Вам с письмом после Вашей поездки в Узбекистан с рядом вопросов, ответы на которых она до сих ждёт.
Господин Акмаль Саидов, директор Национального центра по правам человека Республики Узбекистан, который десять дней назад представлял в Женеве официальный доклад правительства Узбекистана на сессии Комитета против пыток ООН, и начальник главного управления исполнения наказаний (ГУИН), заместитель министра внутренних дел Республики Узбекистан господин Абдукарим Шодиев беззастенчиво и цинично утверждали, что в Узбекистане политических заключённых нет.
Приведу небольшую цитату из письма, которое адресовала Вам Озода Якубова:
«Я думаю, что пришло время, когда международному демократическому сообществу следует понять притворность политики властей Узбекистана, положить конец заигрыванию с ней во благо демократии, прав человека и достойной жизни народа Узбекистана». Я тоже придерживаюсь такого же мнения — ради демократии, прав человека и достойной жизни народа Узбекистана.
Наши вопросы:
1. Если Вам придётся ещё раз посетить Узбекистан в качестве Посла по правам человека Франции, могли бы Вы поднять перед властями Узбекистана вопрос о политзаключённых, несмотря на то, что господин Акмаль Саидов во время представления в Женеве официального доклада правительства о состоянии прав человека в стране заявил, что в Узбекистане политзаключённых нет?
2. В своём интервью на радио ВВС Вы сказали, что Вам ничего неизвестно о письме, состоящем из шести вопросов госпожи Озоды Якубовой, жены правозащитника, политзаключённого Азама Фармонова, поэтому к данному обращению я прилагаю и её письмо. Можно ли рассчитывать на то, что Вы ответите и на вопросы госпожи Якубовой, и на мои?
3. У меня есть желание встретиться с Вами, где я мог бы доказать ошибочность Вашего впечатления о ситуации с правами человека в Узбекистане.
С уважением,
Талиб Якубов,
Бывший президент Общества Прав Человека Узбекистана
16, rueMarcelPajotin, Angers, 49000, France
Tel.: 0241667961
E-mail: vbaelleon@gmail.com
От редакции: В день публикации данного обращения руководитель международной правозащитной организации «Клуб Пламенных Сердец» Мутабар Таджибаева получила приглашение из офиса Посла по правам человека при Министерстве иностранных дел Франции госпожи Патрициана Спарасино-Тиллай, в котором говорится, что Посол хочет встретиться с Таджибаевой для того, чтобы поговорить об общей ситуации в Узбекистане.
О деталях предстоящей встречи Посла по правам человека Франции и узбекской правозащитницы Мутабар Таджибаевой наша редакция подробнее сообщит в своих следующих материалах.
Добавить комментарий