Таджикистан: правовая безграмотность часто подводит женщин
Наблюдатели отмечают, что таджикские женщины, отстаивающие в судах свои права и права своих детей, часто проигрывают.
Рухшона Акрамова, родившаяся и выросшая в районе Жомий Хатлонской области одна из таких «немощных и беспомощных» женщин.
Около двух лет 25-летняя мать четверых детей Рухшона мотается по судебным инстанциям в поисках справедливости.
«Однако, говорит женщина, ни одна из инстанций не берет во внимание на наши жалобы. С другой стороны меня подводит моя же безграмотность. Откуда же взяться грамотности, ведь меня выдали замуж, когда я училась в восьмом классе», — говорит Рухшона.
Невеста без приданого
«В четырнадцать лет меня выдали замуж по мусульманскому обряду никах за нашего родственника из Душанбе по имени Мурад. Мать моего мужа болела, и поэтому его отец настоял, чтобы мой отец выдал меня в их семью в качестве помощницы.
Я была очень молодой, не знала, что такое супружество. Они забрали меня из отчего дома без приданного, без свадьбы, накрыли на голову платок и увезли. Меня выдали замуж как в былые времена. Моим девичьим мечтам не суждено было сбыться», — говорит с сожалением Рухшона.
Своего первенца она родила, когда ей еще не исполнилось и семнадцати лет.
«Я еще ничего не понимала, не знала даже, как растить ребенка. Никто мне не помог. Я все время плакала, так и вырастила ребенка. Думала, что это судьба, так и жила. Свекор обещал, что я продолж учебу в одной из душанбинских школ. Но они обманули меня. Сегодня из-за отсутствия аттестата я не могу поступить куда-либо на учебу, не говоря уже о работе. Наверное, тяжелой будет не только моя жизнь, но и жизнь моих детей», — говорит Рухшона.
Если верить словам нашей собеседницы, за десять лет совместной жизни отношения ее мужа к ней были хорошие.
«Проблемы начались, когда дети должны были пойти в детский сад. Мой муж нигде не работал. Свекор содержал семью за счет денег, которые он получал за счет квартиры, сдаваемой в аренду. Поэтому, наверное, свекор говорил, чтобы мы не отдавали детей в детский сад, так как за все это надо было платить.
Несмотря на это, муж говорил, что мальчику обязательно нужно образование. Он отдал нашего сына Мухаммадали в детский сад и после этого на нашу голову обрушались все эти беды. Из-за всего этого муж воевал со своим отцом четыре года, после свалил всю вину на меня и дал мне талак (развод по-мусульмански – Ред.). А в 2011 году, в самые холода, выгнал меня с детьми из дома», — говорит молодая женщина, вытирая слезы.
Рухшона Акрамова, оставшаяся вместе с несовершеннолетними детьми на улице, разведена только по мусульманским обычаям, ее законный брак пока что остается в силе.
Адвокат Рухшоны Кимматгуль Розиева говорит, что права ее подзащитной были нарушены еще до достижения ею совершенолетия и до сих пор нарушаются.
«Во-первых, родители Рухшоны, а также ее свекровь и свекор растоптали ее права до достижения ею соершеннолетия. В законе указано, что выдавать замуж четырнадцатилетнюю девушку считается преступлением, но родители двух сторон совместно соглосовав этот вопрос, шито-крыто женили своих детей.
С другой стороны, 14 февраля этого года суд района Сино вынес решение о том, чтобы моя подзащитная вместе с детьми вернулась жить в дом мужа. Но несмотря на то, что прошло восемь месяцев с момента вынесения этого решения, судоисполнители до сих пор не выполнили его. То есть, права Рухшоны и ее детей попираются представителями министерства юстиции. Об этом никто даже и не думает», — говорит адвокат Рухшоны Акрамовой.
По словам адвоката, судоисполнители не только не выполнили своих прямых обязатнностей, но также не вручили в руки Акрамовой решение суда.
Кому служат законы?
«Это является отклонением со стороны судоисполнителей от осуществления своих полномочий. Согласно 363-статье Уголовного кодекса, судоисполнители должны будут привлечься к уголовной ответственности за подобные действия.
Мы обязательно напишем жалобу в суд района Сино и прокуратуру относительно действий судоисполнителей», — сказала адвокат Розиева.
Таджикские законы дают мужчинам право при разводе не обеспечивать своих бывших жен жильем. То есть, в случае развода мужчина, не имеющий достаточного заработка, имеет право не покупать дом или квартиру бывшей жене.
«Однако, — говорит известный таджикский адвокат Файзинисо Вохидова, — оба родителя несут одинаковую ответственность за образование, воспитание, состояние здоровья детей до достижения ими совершеннолетия. Это закреплено в законе. Отец или мать, которые уклоняются от этого, должны привлечься к уголовной ответственности», — сказала адвокат Вохидова.
Также, она отметила, что принятие в Таджикистане в августе 2011 года закона «Об ответственности родителей» еще раз укрепляет ответственность родителей за воспитание своих детей.
Во время освещения данной темы корреспондент «Жараён» связался с представителями суда района Сино города Душанбе.
Выяснилось, что судья Шарипов, который рассматривал дело Рухшоны Акрамовой, вот уже несколько месяцев работает в суде Бадахшанской области. Корреспонденту сообщили, что решение судьи Шарипова поручено исполнить судоисполнителю Толибу Каюмову.
Судоисполнитель Каюмов же в свое оправдание заявил следующее:
«Мы не можем найти Рухшону Акрамову. Номер телефона, который она оставляла нам, оказался неправильным. Если стороны найдут время, то мы будем готовы исполнить решение суда».
Однако адвокат Акрамовой Кимматгуль Розиева говорит, что слова судоисполнителя не имеют никаких оснований. По ее словам, в случае, если судоисполнитель не мог найти Рухшону, то он мог непосредственно связаться с ее адвокатом.
«Но они так не сделали. Потому что, по-моему, судоисполнители заинтересованы в том, чтобы срок исполнения решения суда истек. На самом деле, права таджикских женщин, не имеющих образование и хороший заработок, везде попираются.
В этом обществе, где коррупция в расцвете, часто наблюдается, как представители Минюста решают все в пользу мужчин, имеющих определенный заработок. Ситуация, в которой оказалась Рухшона Акрамова не новость для нашего общества», — заявила адвокат Кимматгуль Розиева.
У корреспондета «Жараён» были также вопросы и к мужу и к свекру Рухшоны — Муроду и Бахриддину Мухсиддиновым. Но они не только отказались отвечать на вопросы журналиста, но и пригрозили, что в случае публикации данной статьи, обратятся с жалобой на журналиста в правоохранительные органы.
Добавить комментарий