Генеральному директору международной организации труда, господину Гаю Райдеру
Международная организация труда (МОТ) отрицает систематичность использования принудительного детского труда при сборе хлопка в Узбекистане: дипломатическая уловка, чтобы добиться уступок от правительства или попытка отрицать общеизвестную проблему?
Международная организация труда (МОТ) в начале апреля текущего года озвучила своё заключение по результатам мониторинга по вопросу детского труда при сборе урожая хлопка в Узбекистане – «…МОТ не выявила использования принудительного детского труда на системной основе при сборе хлопка в стране».
Подобное заключение было озвучено в ходе специального семинара с громким статусом «международный», организованный для этого случая узбекскими властями в Ташкенте.
Наблюдатели утверждают, что сам семинар не отличился ничем особенным, он вполне прошёл в духе дежурных заказных семинаров и конференций узбекских властей с участием обычно проправительственных экспертов, как из Узбекистана, так и из других стран.
Вместо обсуждения основной проблемы – то есть вопроса принудительного труда при сборе хлопка выступающие ограничились декларированием принятых законодательных актов и государственных программ по данному вопросу.
А уже 25 апреля текущего года Узбекистани МОТ подписали Программу технического сотрудничества на 2014-2016 годы, иначе называемую Программой достойного труда. Программу с узбекской стороны подписали министр труда и социальной защиты населения Ахмат Хаитов, председатель Торгово-промышленной палаты республики Алишер Шайхов и председатель Федерации профсоюзов Узбекистана Танзила Нарбаева. Согласно Программе, МОТ поддержит выполнение узбекского Национального плана действий по искоренению детского труда, продвижение международных трудовых норм и основополагающих принципов и прав в сфере труда, способствование общественному диалогу по данным вопросам.
Мы считаем, что оценка МОТ по использованию принудительного детского труда в Узбекистане свидетельствует об одном из двух. Это дипломатическая уловка со стороны МОТ, чтобы добиться новых уступок от правительства Узбекистана. Если учесть, что МОТ добивалась разрешения узбекских властей на проведение мониторинга по вопросу детского труда при сборе урожая хлопка в Узбекистане очень долго – семь лет, то эта версия, кажется, близка к правде.
В отличие от более десяти специальных докладчиков ООН по отдельным правозащитным тематикам, безнадежно ожидающие уже многие годы официального разрешения узбекских властей на посещение страны со специальной миссией по изучению ситуации, МОТ, видимо, намерена повторно посетить Узбекистан для нового изучения ситуации с принудительным трудом.
Истинные реформы узбекских властей в вопросе прекращения принудительного труда в сборе хлопка, включая и принудительный детский труд, может быть другой более серьёзной уступкой Узбекистана, на которую МОТ надеется и поэтому очень осторожно выбирает свои слова при оценке ситуации в стране.
Даже если «беззубая» оценка МОТ обусловлена искренней надеждой на будущие реальные уступки узбекских властей в улучшении ситуации, нам кажется, что подобная тактика не срабатывает в отношении узбекских властей, которые в последние годы весьма искусно научились манипулировать языком «прав человека» и «демократии» при проведении консультаций и диалога со своими международными партнёрами.
Реальность показывает, что узбекские власти пока далеки от осуществления истинных реформ и дают добро только на мнимые псевдореформы, когда им необходимо выиграть дополнительные очки у своих международных партнёров за якобы проводимые реформы. К сожалению, приглашение МОТ для проведения мониторинга по вопросу детского труда в сборе урожая хлопка в Узбекистане также является тактикой узбекских властей для получения дополнительных баллов на международной арене, поэтому МОТ пришлось ожидать разрешения на посещение страны так долго.
Очевидно, узбекским властям понадобилось определённое время, чтобы продумать все аспекты визита МОТ в страну, чтобы в ходе посещения международные эксперты не смогли узнать о реальной ситуации с принудительным трудом в стране. Можно с уверенностью сказать, что, только убедившись в этом, узбекские власти разрешили МОТ посетить страну.
В противном случае, экспертов МОТ в ходе посещения страны не сопровождала бы везде огромная орда представителей Федерации профсоюзов, министерства труда и социальной защиты населения, Торгово-промышленной палаты и Совета фермеров Узбекистана, специально приставленные к международной делегации правительством, чтобы международные наблюдатели несмогли узнать реальную ситуацию или не вздумали посещать неположенные хлопковые поля или учебные заведения.
Делегация МОТ в целях мониторинга посетила Узбекистан с 11 сентября по 31 октября 2013 года. Думаем, делегация МОТ имела представление о реальной ситуации в стране ещё до приезда в страну, но вынуждена была прибегнуть к дипломатической уловке в надежде на то, чтобы добиться более серьёзных уступок от правительства в будущем.
Альтернативной причиной осторожной позиции МОТ может быть также простое незнание проблемы и принятие, как правду, ситуацию представленной узбекскими властями. Хотя в виду глубокой изученности вопроса принудительного детского труда в Узбекистане, включая многочисленные отчёты и сообщения об использовании принудительного детского труда в сборе хлопка, несмотря на законодательные запреты на подобную практику, в незнании МОТ реальной ситуации верится с трудом.
В любом случае, ситуация с принудительным трудом, включая детский труд, в сборе хлопка в Узбекистане далека от той, которая фигурирует в оценке МОТ. Учащихся старших классов средних школ, студентов колледжей, институтов и университетов (15 лет и выше), по данным 2013 года, всё ещё массово и принудительно привлекали к сбору хлопка во всех регионах страны — как раз в тот самый период, когда правительство возило международных экспертов МОТ по заранее подготовленным хлопковым полям и учебным заведениям.
По имеющимся сведениям узбекских правозащитников, проводивших свой мониторинг ситуации, в ходе визита МОТ узбекское правительство прибегнуло к различным ухищрениям и махинациям – например, ложное представление фактов в хлопковых полях и учебных заведениях, инсценировку ложных занятий и посещаемость в школах, колледжах и высших учебных заведениях, тогда как учащиеся в реальности находились на хлопковых полях.
Как и в предыдущих сезонах сбора хлопка, несчастные случаи с летальным исходом у участников принудительного труда среди узбекской молодёжи продолжало иметь место и в 2013 году. Узбекские правозащитники зафиксировали 11 смертей среди участников хлопковой кампании в прошлом году. Не знаем, было ли такое требование выдвинуто узбекскими властями или МОТ сама не захотела этого, но делегация МОТ в ходе своей поездки по Узбекистану не провело ни одной встречи с независимыми местными правозащитниками.
Проблема принудительного детского труда при сборе хлопка в Узбекистане уже давно превратилась в серьёзную дилемму для узбекских властей. Но из-за сильной зависимости узбекского экспорта от хлопка и монопольной культуры хлопка в сельском хозяйстве Узбекистана властям не скоро удастся разрешить эту дилемму, даже если они очень сильно захотят этого в лице продолжающейся международной критики вокруг данного вопроса.
Однако, если хоть и что-то срабатывало и заставляло узбекское правительство делать символические первые шаги к искоренению принудительного труда в хлопковом секторе, то это происходило благодаря продолжающейся международной критике. Поэтому нельзя оправдать необоснованную, позитивную оценку политику узбекских властей в вопросе принудительного детского труда при сборе хлопка.
Мы призываем МОТ добиться реального и полного прекращения принудительного детского труда при сборе хлопка в Узбекистане, добиться повторного официального визита в страну для продолжения изучения ситуации также и в 2014 году, не поддаваться обману и попыткам узбекских властей скрыть истинную ситуации от международных наблюдателей.
Также обращаем внимание МОТ на расширяющуюся практику массового принудительного труда других категорий населения, например, преподавателей средних школ, колледжей и высших учебных заведений, солдат вооруженных сил, сотрудников государственных органов к сбору хлопка из года в год. Эта практика также достойна отдельного расследования.
С уважением,
Мутабар Таджибаева,
Руководитель международной правозащитной организации «Клуб Пламенных Сердец»
12 мая 2014 года,
Париж, Франция
Добавить комментарий